Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Содержание

Централизованная бухгалтерия. Структура, правовая форма, обязанности

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица.

В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ.

При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.
Читайте также  Бухгалтерский учет производства и реализации готовой продукции

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание.

На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации.

Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/centralizovannaya-buhgalteriya/

Централизованная бухгалтерия: организационная структура, принцип работы

В соответствии с действующим законодательством, руководитель бюджетного предприятия имеет право выбрать метод ведения учета, в том числе путем передачи этой функции централизованной бухгалтерии. Основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, выступают НК, БК и ФЗ №129. Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию.

Нормативная база

В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п. 2 ст. 6 ФЗ №129.

В норме сказано, что руководители могут осуществить передачу полномочий на договорных началах. По п. 5 ст. 321.1 НК отчетность ведет централизованная бухгалтерия, если бюджетное предприятие осуществляет коммерческую деятельность. Она также заполняет декларацию по налогам.

Документ сдается в подразделение ФНС по адресу расположения бюджетного предприятия.

Необходимо сказать, что действующее в настоящее время законодательство, регламентирующее вопросы ведения отчетности, мало затрагивает работу рассматриваемых институтов. В связи с этим на практике зачастую возникают сложности, связанные непосредственно с их функционированием и проверками. Централизованная бухгалтерия выступает как специализированное подразделение.

На начальном этапе такие институты формировались при государственных и местных органах – распорядителях бюджетных поступлений. В настоящее время централизованная бухгалтерия – это относительно самостоятельное юрлицо. У нее есть свое имущество, печать, бланки.

Для осуществления своей деятельности подразделение использует специальные программы для бухгалтерского учета («Бизнес Пак», «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» и проч.).

В качестве основных актов, в соответствии с которыми формируется организационная структура бухгалтерии, выступают уставы предприятий, а также распоряжение руководителя исполнительного органа субъекта или МО.

Также издаются локальные документы, которыми регламентируется деятельность рассматриваемых институтов. Их издает сама централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений или бюджетных госпредприятий.

Такими локальными актами выступают:

  1. Распоряжения и приказы руководителя.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Коллективный договор.
  4. Положение о премировании.
  5. Приказ о финансовой политике.
  6. Положение о предоставлении услуг за плату.

Функции

Основной задачей рассматриваемых институтов выступает ведение отчетности по отдельным расходным статьям подразделений, относящихся к тем или иным ведомствам (бюджетное, казенное учреждение). Централизованная бухгалтерия действует с ними на основании договора.

Закрепление ее за отдельными предприятиями относится к полномочиям отраслевых департаментов. Планирование и учет бюджетных расходов, а также средств, полученных при предпринимательской деятельности, производятся в разрезе учреждений. Финансирование затрат осуществляется с единого л/с по сводной смете.

Ее составляет централизованная бухгалтерия. В функции подразделения входит работа по исполнению составленных смет, контроль состояния расчетов, сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Оно следит за экономным и целевым расходованием финансов, обеспечивает своевременность составления годовой и периодической отчетности. Фактически подразделение реализует все основные бухгалтерские услуги на предприятии.

Права руководителей

Начальники подразделений, предоставляющих бухгалтерские услуги бюджетным и прочим ведомственным предприятиям, обладают полномочиями распорядителей средств. При этом руководители:

  1. Подписывают договора поставки.
  2. Получают авансы на хозяйственные и прочие нужды либо разрешают их выдачу своим работникам в установленном в нормах порядке.
  3. Заключают трудовые контракты.
  4. Дают разрешение на оплату расходов из ассигнований, предусмотренных в смете.
  5. Используют по установленным нормам продукты питания, материалы и прочие ценности для удовлетворения нужд предприятия.
  6. Подписывают документацию, выступающую в качестве основания для выдачи денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей, утверждают отчеты по авансовым выплатам, акты списания пришедшего в негодность инвентаря.
  7. Получают необходимые справки и материалы, связанные с исполнением сметы.
  8. Решают иные вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни предприятия.

Классификация подразделений

Исполнительные органы региона либо МО могут устанавливать разные уровни централизации учета для конкретного учреждения. В зависимости от этого определяются конкретные задачи подразделения. Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности.

В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия. Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность. Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам.

На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы. Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ. Рассмотренная схема централизации в настоящее время считается наиболее популярной.

Она позволяет минимизировать расходы и временные, и денежные.

Частичная передача функций

Эта вторая по популярности схема работы централизованных бухгалтерий. В данном случае часть функций передается подразделению, а часть реализуется на самом предприятии. К примеру, централизованная бухгалтерия может осуществлять расчеты с подрядчиками и поставщиками, внебюджетными фондами и бюджетом по сборам и налогам. В штатных расписаниях предприятия вводятся соответствующие должности.

Лица, их занимающие, реализуют оставшуюся часть функций. В их обязанности, в частности, включается подготовка не только первичных документов, но и бумаг, выступающих как основание для осуществления расчетов.

К последним, в частности, относятся штатные расписания, расчетно-платежные ведомости, по данным из которых производится списание стоимости материальных запасов, использованных на предприятии, и так далее. Централизованная бухгалтерия в этом случае наделяется контрольными функциями.

Она вправе проверять правильность предоставленной документации, обоснованность применяемых предприятием тарифов и цен, контролировать соблюдение порядка расходования бюджетных и других средств. Централизованная бухгалтерия также осуществляет безналичный расчет, в том числе по соборам и налогам, составляет финансовую отчетность.

В ряде случаев бюджетное учреждение получает максимум полномочий по ведению учета движения средств. Соответственно, в нем предусматривается специальное подразделение с компетентными сотрудниками. Централизованной бухгалтерии предоставляется право осуществлять учет по расходам, которые производятся по отдельным сметным статьям.

Обычно такая ситуация обусловлена характером поставки материальных запасов и других нефинансовых активов. Используя программы для бухгалтерского учета, предприятия самостоятельно ведут свою отчетность. Данный вариант целесообразно применять для контроля расходования средств бюджета. Учреждения, в которых предусмотрена собственная бухгалтерия, передают отчетность в отраслевые централизованные подразделения.

Читайте также  Каковы базовые принципы бухгалтерского учета

Они, в свою очередь, формируют сводные документы по области, городу, району.

Проверка договоров

Ревизия правильности ведения учета в бюджетных учреждениях начинается с контроля соблюдения условий соглашений на бухгалтерское обслуживание. В таких договорах обычно оговариваются ключевые моменты деятельности рассматриваемых подразделений.

В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля. Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись.

Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам. Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения.

Это зависит от способа распределения функций между ними.

Финансовая политика

Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики. Она является практическим руководством для работников финансовых служб предприятия и имеет особое значение для внешних пользователей.

Так, арбитражные суды, принимая решения по спорам, ориентируются на методы учета, выбранные учреждением и закрепленные документально. Государственная финансовая политика реализуется по Инструкции, утвержденной приказом Минфина №148н от 30.12.2008 г. Непосредственный учет в учреждении осуществляется в соответствии с ФЗ №129. В ст.

5 (п. 3) указывается, что предприятия могут самостоятельно формировать финансовую политику, исходя из специфики своей деятельности. Ответственность за составление, ведение, своевременное предоставление достоверных и полных сведений лежит при этом на главном бухгалтере. В случае необходимости в документ вносятся изменения.

Правильность их указания проверяются ревизорами.

Заключение

Особенность работы централизованной бухгалтерии состоит в сложности взаимодействия с большим количеством бюджетных учреждений. В связи с этим для подразделения крайне важно сформулировать порядок этих взаимоотношений. Одним из ключевых актов выступает при этом график документооборота. При несоблюдении его пунктов или в случае его отсутствия в бухгалтерии возникает множество нарушений.

Источник: http://fb.ru/article/258691/tsentralizovannaya-buhgalteriya-organizatsionnaya-struktura-printsip-rabotyi

Автоматизация бухучета в регионах сокращает расходы бюджета

Каждый регион подходит к процессуцентрализации бухгалтерского учета и отчетности со своим опытом созданияотраслевых центров учета, методологическими особенностями организационными итехническими возможностями.

Эффективное решение

Региональные информационные системыцентрализации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Московской,Вологодской, Ярославской, Пензенской, Омской, Новосибирской областей,Республики Карелия построены на основе АС «Смета» (разработчик иправообладатель –научно-производственноеобъединение «Криста», г. Москва).

АС «Смета» – это решение, созданное как сегментРегионального Электронного бюджета для повышения эффективности использованияфинансовых, кадровых и информационно-телекоммуникационных ресурсов регионапутем использования единых централизованных механизмов методологического,информационного, технологического обеспечения процесса ведения бухгалтерского(бюджетного), управленческого учета и формирования отчетности для всехучастников бюджетного процесса региона, а также для государственных имуниципальных учреждений.

АС «Смета» реализована в виде специальногорешения, использующего современные технологические и прикладные платформыавтоматизации финансово-хозяйственной деятельности бюджетной сферы и базирующегосяна использовании веб-технологий.

Региональные центры учета

Сегодня актуальным направлением централизациибюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности является создание региональныхцентров учета. Опыт Вологодской области – сегодня один из самых передовых встране. Проект по централизации учетных функций и построению единойинформационной системы учета и отчетности реализуется в этом регионе с 2015 г.

Дляцентрализации учетных функций органов государственной власти и казенныхучреждений создан Центр бухгалтерского учета. К началу 2018 г. централизованучет 30 органов государственной власти (ОГВ), 38 казенных учреждений (КУ), 203организаций государственного сектора области.

Централизация функций бюджетных иавтономных учреждений осуществлялась на базе 5 отраслевых центровбухгалтерского учета.

По итогам передачи функций Правительства Вологодской области и 69 бюджетных и автономных учреждений области,финансирование которых осуществляется за счет ФОМС, к началу 2019 г. реализацияпроекта в государственном секторе завершится. На 2018 г. перед финансовой системой областипоставлена задача по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органахместного самоуправления и муниципальных учреждениях.

Опыт Вологодской области — сегодня один из самых передовых в стране

Ежегодный бюджетный эффектот централизации бухгалтерского учета составляетболее p300 млн., бюджетный эффект за 3года – более p1 млрд. Если на 1 января 2014 г. штатная численность бухгалтерских служб органов власти и учрежденийВологодской области составляла 1920 единиц, то в результате централизации учетаи отчетности в 2015–2018гг. она составит 880 единиц.

В Московскойобластив начале2017 г. началась поэтапная передача функций по ведению бухгалтерского(бюджетного) учета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетностиучреждений в ГКУ Московской области «Централизованная бухгалтерия Московскойобласти».

Было организовано 15 управлений (филиалов), по кустовому принципуобъединяющих несколько муниципальных районов и городских округов Московскойобласти.

Расчетная штатная численность ЦБ – 1501 человек, что составляет 80% от начальнойштатной численности бухгалтеров учреждений и составляет p200 млнэкономии в 2017 г. и до p500 млн ежегодно до 2019 г.

Программное обеспечение как сервис

По путисоздания единого сервиса бухгалтерского учета без централизованной бухгалтерии пошлив Московской области на первом этапе централизации бухгалтерского учета.Основанием для создания централизованной системы стало то, что в 2014 г.

Правительством Московской области была поставлена задача: до 2019 г.

обеспечить переход на централизованные технологии бухгалтерского учета около1000 учреждений и свыше 5000 пользователей в целях оптимизации сетигосударственных и муниципальных учреждений.

Централизованнаясистема была размещена на ресурсах ЦОДа Правительства Московской области. В 2016г. она получила статус ГИС «Централизованная система ведения бухгалтерскогоучета Московской области» (ЕИСБУ). Государственные учреждения к ЕИСБУ сталиподключаться поэтапно: в 2015 г. было подключено 316 учреждений здравоохранения,в 2016–2017 гг. – 127 учреждений образования, культуры и спорта Московскойобласти.

Задача перехода на централизованные технологии бухгалтерского учета была поставлена Правительством Московской области в 2014 г.

В 2017 г.ЕИСБУ по принципу «программное обеспечение как услуга» начала передаваться намуниципальный уровень для построения отдельных самостоятельных центров бухгалтерского(бюджетного) учета.

В Московскойобласти планируется дальнейшее развитие ЕИСБУ: подключение отрасли социальнойзащиты; перевод кадрового и бухгалтерского учета ЦИОГВ в систему; ее интеграцияс ведомственными ИС; создание пула аналитической отчетности для руководителейучреждений и органов власти.

Автоматизация деятельности органовгосударственной власти

В ряде регионов страны централизация бухгалтерскогоучета началась с органов государственной власти. Так, в Ярославской областицентрализация бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности в органахисполнительной власти области и государственных учреждениях началась в середине2016 г.

Тогда было создано Государственное учреждение Ярославской области «Центрбухгалтерского учета», начался поэтапный перевод учреждений на централизованноеобслуживание. Аппаратные мощности для развертывания централизованной системы былипредоставлены ГБУ Ярославской области «Электронный регион». До конца 2017 г.

в ЦБбыло принято 28 органов исполнительной власти (ОИВ) и 64 подведомственныхучреждения, относящихся к ключевым отраслям экономики области. Экономическийэффект в 2017 г.

составилболее p20 млн за счет оптимизациизатрат на консультационную и техническую поддержку разрозненного программногообеспечения и сокращения штатных единиц специалистов бухгалтерских служб.

Читайте также  Таблица учета денежных средств приход расход остаток
До конца 2023 г. в Ярославской области планируется централизовать весь объем региональных учреждений

В настоящее время в регионе ведется активнаяработа по подключению к централизованной системе учреждений, находящихся насамостоятельном бухгалтерском обслуживании.

Это позволит централизоватьаналитические данные бухгалтерского учета для получения в дальнейшем своднойаналитической отчетности по всем участникам бюджетного процесса игосударственным учреждениям. До конца 2023 г.

в Ярославской области планируетсяцентрализовать весь объем региональных учреждений и начать перенос накопленногорегионального опыта централизации на муниципальный уровень.

В Омской области создание централизованнойсистемы бухгалтерского учета и отчетности началось во второй половине 2016 г. Основной целью руководства региона стало повышениекачества учетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти областии подведомственных им казенных учреждениях – было создано КУ «Областной центручета и казначейства».

К началу 2019 г. процесс централизацииорганов власти должен быть завершен. Экономический эффект от реализации проектапо централизации состоит из экономии фонда оплаты труда за счет сокращениячисленности бухгалтерский служб (с 322 штатных единиц в начале 2016 г. до 276 штатныхединиц к началу 2019 г.) и расходов на их содержание. По итогам 3 летонсоставитболее p73,8 млн.

ВНовосибирскойобластицентрализация бухгалтерского(бюджетного) учета и отчетности шла в 2 этапа. Сначала с 1 января 2017 г.

в Министерстве финансов и налоговой политики (МФиНП)Новосибирской областисоздана единая централизованная система бюджетного учета и отчетности вгосударственных органах.

В нее включены само министерство финансов, подведомственныеему территориальные органы и ГКУ «Региональный информационный центр». В итоге затратына консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированыпримерно на 25%.

В Новосибирской области затраты на консультационную и техническую поддержку программного обеспечения оптимизированы примерно на 25%

На второмэтапе централизации учетных функций создана централизованная бухгалтерия набазе ГКУ «Региональный информационный центр», которой с 1 июня 2017 г. переданыполномочия по ведению учета и формированию отчетности как МФиНП, так и 30территориальных органов.

В результате сроки формирования бухгалтерскойотчетности сократились на 20%.

Реализация этого проекта позволила руководствуНовосибирской области решить проблему удаленности территориальных органов,связать их с централизованной бухгалтерией юридически значимым электроннымдокументооборотом, а также унифицировать учетные процедуры на базе единойметодологии.

Министерствофинансов Республики Карелия началопрорабатывать вопросы, связанные с централизацией бюджетного учета органовисполнительной власти, в начале 2016 г. Было создано подведомственное ГКУ«Центр бухгалтерского и аналитического сопровождения». Штатная численностьперсонала центра была сформирована за счет передачи численности отсоответствующих органов исполнительной власти.

Численность работников, осуществляющихфункции бухгалтерского учета и отчетности и организации закупок в органахисполнительной власти и в госучреждениях в целом по республике составлялапорядка 726 единиц, расходы на оплату труда и обслуживание информационныхсистем составляли p241 млн в год. По итогам централизации указанных функций численностьтаких специалистов планировалось сократить до 654 единиц.  В результате бюджетный эффект от централизациисоставил около p5 млн.

Централизация потребовала создания единой информационнойсистемы бухгалтерского и финансового учета и отчетности, в перспективедоступной и для муниципалитетов.

В настоящее время система размещена нааппаратных мощностях Министерства финансов Республики Карелия, интегрирована сПК исполнения бюджета «Web-Исполнение». Кадровый учет осуществляется в органах исполнительнойвласти путем удаленного подключения к системе.

Работа по передаче функцийорганов исполнительной власти по ведению бухгалтерского учета продолжается.

Отраслевая бухгалтерия

Опыт централизации бухгалтерского учета путемсоздания отраслевой бухгалтерии в Пензенской области сегодня являетсяпоказательным. Работать в этом направлении там начали в 2011 г. В качествоключевой отрасли было избрано здравоохранение.

Тогда было созданоГБУ «Центр бухгалтерского обслуживанияПензенской области».С 2015 г. онореорганизовано путем присоединения к ГБУЗ ПО«Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр». В 2015 г.

централизация завершена в части бухгалтерскогоучета, в 2016 г. – в части заработной платы.

В ЦБО работают 47 бюджетных учрежденийздравоохранения: 11 учреждений на непосредственном  обслуживании ЦБО (функциональнаяцентрализация), а 36 (работают в системе ОМС) самостоятельно ведутбухгалтерский учет в Единой централизованной системе бухгалтерского учета ЦБОчерез защищенный канал связи (технологическая централизация).

Работы в направлении централизации бухгалтерского учета в Пензенской области начались в 2011 г.

В результате централизации в медицинскихучреждениях Пензенской области, во-первых, оптимизирована численностьсотрудников бухгалтерских служб и получена реальная экономия ФОТ:за 3 годасокращение более чем на 60 ставок привелок экономии почти p20 млн в год.

Это позволило увеличить объемыфинансирования медицинских учреждений, снизить нагрузку на региональный бюджет.Во-вторых, значительно повысилось качество ведения бухгалтерского учета исоставления отчетности (отчетность принимает ЦБ у всех учреждений).

В-третьих,достигнуты значительные успехи в оптимизации затрат на ПО и сопровождениеразрозненных программных продуктов. За счет этого был оптимизирован парк ПК ЦБО.

 К настоящему времени выработана системаинформативных показателей для мониторинга деятельности учреждений и обеспеченповсеместный доступ к ним руководителей учреждений и Министерстваздравоохранения Пензенской области. Положительный опыт Пензенской областиуспешно перенимается другими регионами страны.

Совмещение централизованных бухгалтерий срегиональными казначействами  

Ряд регионов страны в качестве ведущегоспособа централизации  бюджетного (бухгалтерского)учета избирает объединение функций региональных казначейств с централизованнымибухгалтериями.

Так, в Вологодской области площадкой для централизации учетныхфункций органов государственной власти и казенных учреждений стало ГКУ«Областное казначейство». В структуре учреждения создано структурноеподразделение – Центр бухгалтерского учета.

 Сегодня в нем работают более 80высококвалифицированных специалистов, при этом производительность трудаувеличилась в 2 раза.

В Омской областиосновной целью руководства региона стало повышение качестваучетных функций, прежде всего, в органах исполнительной власти области иподведомственных им казенных учреждениях. Поэтому было создано КУ «Областнойцентр учета и казначейства», которому в конце 2016 г. на бухгалтерскоеобслуживание было отдано 3 пилотных ОИВ, в 2017 г.

– 10 ОИВ и 2 казенныхучреждения, в 2018 г. – еще 10 ОИВ и 3 казенных учреждения. К 1 января 2019 г.в Омской области планируется завершить этап централизации органов власти иобслуживать всего 26 ОИВ и 68 подведомственных казенных учреждений.

В итогебудет создано единое пространство по ведению учета, повышено его качество иполучен экономический эффект.

Приведенныеданные по регионам показывают, что разные схемы централизации бухучета позволяютсегодня каждому региону найти свой путь в решении задачи сокращения бюджетныхрасходов, повышения их эффективности и добиться значительных результатов.   

Более подробноинформация об АС «Смета» и оцентрализации бюджетного(бухгалтерского) учета и отчетности в регионах РФ представлена насайте НПО «Криста».

Расширенная информация о централизации бюджетного (бухгалтерского) учета иотчетности в регионах РФ также представлена в буклете, подготовленном НПО«Криста» для семинара на тему «Экономическая эффективность централизациибухгалтерского учета», прошедшего 5–6 апреля в Москве. Ознакомиться сбуклетом также можно на сайте НПО «Криста».

Источник: http://www.cnews.ru/articles/2018-04-17_avtomatizatsiya_buhucheta_v_regionah_sokrashchaet_rashody_byudzheta

Понравилась статья? Поделить с друзьями: