Проверка путевых листов списание и учет ГСМ

Содержание

Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Проверка путевых листов списание и учет ГСМ

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Первичные документы > Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Путевой лист – основной документ, по которому происходит списание ГСМ, находящихся на балансе организации. Он подтверждает, что горючее было использовано именно в производственных целях, с целью выполнения определенной работы, а также свидетельствует о наличии действительно понесенных компанией расходов на приобретение топлива.

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги.

К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути.

Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями.

Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) — 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров — 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.

Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://PravoDeneg.net/buhuchet/primary/kak-rasschitat-putevoj-list.html

Программа

Программа учета путевых листов предназначена для ввода и проверки путевых листов, расчета расхода ГСМ. Аналитический учет ведется в разрезе водителей, автомобилей (единиц техники) и видов топлива. Рассмотрим назначение основных пунктов меню задачи «Учет ГСМ и путевых листов»:

1. Справочники

1.1. План счетов – общий справочник программы, содержащий счета бухгалтерского учета. 1.2. Работники предприятия – общий справочник сотрудников предприятия. 1.3. Склады (подразделения, материально-ответственные лица) – справочник из Складского учета. Используется при получении ГСМ со склада предприятия. 1.4.

Организации – общий справочник программы, содержащий контрагентов предприятия. 1.5. Автомобили (единицы техники) – справочник транспортных средств предприятия.

Здесь указывается информация о марке, модели, государственный регистрационный номер, субсчет затрат на списание ГСМ, субсчет для списания ГСМ сверх норм, грузоподъёмность, тип транспортного средства, нормы расхода ГСМ по видам топлива. 1.6. Виды ГСМ – справочник видов ГСМ для ускорения ввода путевых листов. 1.7.

Типы автомобилей – справочник типов транспортных средств. 1.8. Дополнительное оборудование — справочник оборудования, используемого на специальных автомобилях. 1.8. Реквизиты собственной организации – общие константы предприятия: ИНН, наименование и т.д. 1.9.

Справочник норм расхода топлива согласно распоряжению № АМ-23-р от 14 марта 2008 года. 1.10. Места отправления/назнаяения — справочник наименований мест с адресом для удобного заполнения задания в путевом листе. 1.11. Маршруты — справочник мартшрутов транспортных средств.

2. Данные – в этом меню сосредоточены основные функции программы.

2.1. Ввод путевых листов – основной пункт программы для ввода первичных документов. Представляет собой электронный журнал выдачи путевых листов предприятия. Рекомендуется, чтобы бланки путевых листов заполнялись вручную непосредственно водителями в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2008 г.

№ 152 об утверждении обязательных реквизитов путевого листа и порядка их заполнения.

Для ввода нового путевого листа нажмите кнопку «F5 Добавить», в открывшемся окне «Карточка путевого листа» укажите номер, дату путевого листа, водителя из справочника сотрудников предприятия нажав кнопку «Водитель», транспортное средство из справочника «Автомобили» нажав кнопку «Автомобиль», используемое топливо, остаток ГСМ и показания спидометра при возвращении. Остаток ГСМ и показания спидометра при выезде будут скопированы программой из последнего путевого листа по указанному автомобилю. Если топливо было заправлено на складе предприятия укажите это нажав кнопку «Получено со склада». В случае заправки топливом на АЗС нажмите кнопку «Куплено по чекам». Далее можно рассчитать расход ГСМ по путевому листу, для этого нажмите кнопку F9 Расчет расхода. Проверьте визуально списание ГСМ и нажмите кнопку «Сохранить». В форме «Карточка путевого листа» есть полезная функция «Подогнать пробег», которая позволяет избежать ошибок при заполнении путевого листа.

Для расчета списания ГСМ по специальной технике (экскаваторы, бурильные установки и проч.) используется графа «количество часов работы». Графа в форме ввода путевого листа «количество тонн/км» используется для расчета списания ГСМ для грузовых автомобилей, автопоездов с прицепом или полуприцепом.

А графа «количество рейсов» необходима для списания ГСМ по норме количества рейсов.

При использовании указанных методов списания ГСМ обязательно укажите в справочнике Автомобилей в пункте «нормы расхода по видам топлива» необходимые нормы: норма по количеству рейсов, норму по тонн/км, летнюю и зимнюю нормы по отработанным часам.

2.2. Остатки ГСМ в разрезе водителей – пункт меню программы для ввода начальных остатков в разрезе автомобилей, водителей и видов ГСМ.
2.3.

Пересчет путевых листов – пункт меню служит для пересчета списания ГСМ по путевым листам за указанный период. Используется при обнаружении ошибок.
2.4.

Передача остатков ГСМ между водителями – журнал передачи остатков ГСМ от водителя к водителю в разрезе автомобилей и видов ГСМ.

Читайте также  Позаказный метод учета затрат и калькулирования применяется

3. Отчеты

3.1. Оборотная ведомость в разрезе водителей по указанному виду ГСМ за указанный период. 3.2. Итоговый свод по счетам – отчет по указанному виду ГСМ за указанный период с итоговыми суммами остатков и оборотов, а также итогов в разрезе проводок на списание ГСМ.

4. Разное

Разное – сервисный пункт программы, содержащий пункты «Упаковка» и «Переиндексация»,»Настройки программы «Учет путевых листов и списание ГСМ», «Регистрация программы». Пункты «Упаковка» и «Переиндексация» необязательны к применению, но их реккомендуем выполнить после сбоев в сети энергоснабжения.

Пункт Настройки программы «Учет путевых листов и списание ГСМ» необходим для установки периода действия зимних норм расхода ГСМ, субсчета 71 счета для расчетов с подотчетными лицами по ГСМ, субсчета 10 счета учета ГСМ, варианта аналитического учета ГСМ, а также других констант программы.

Вы можете воспользоваться нашим специальным предложением – бесплатный доступ ко всем пунктам меню и возможностям программы на 7 дней. Для этого необходимо зарегистрировать модуль «Учет путевых листов и списание ГСМ» программы НМА, выбрав пункт меню «Регистрация программы», и прислать нам код для разработчиков. Программа «Учет ГСМ» проста в освоении, сочетает в себе быстроту и удобство ввода данных.

Начать использовать программу можно прямо сейчас, не дожидаясь начала месяца или отчетного периода: Порядок внедрения программы путевые листы и списание ГСМ.

Tweet

Источник: http://nm-a.ru/Home/gsm_doc

Путевой лист бюджетного учреждения

Путевой лист необходим для учета использования транспортного средства и контроля работы водителя. Важно правильно заполнять путевой лист, поскольку это первичный учетный документ, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Во избежание ошибок рассмотрим оформление путевых листов, а также разберем порядок организации медосмотров водителей, правила учета и списания ГСМ по путевым листам.

Сергей Горских, эксперт сервиса «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Бланк путевого листа: обязательные элементы произвольной формы

Чтобы на законном основании подтвердить операцию хозяйственной деятельности, путевой лист рекомендуется составлять по образцу из альбомов унифицированных форм первичной учетной документации.

Его можно найти в постановлении Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г.

№ 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Как отражать ГСМ, потраченные в командировке T1M30S Идеальный путевой лист бюджетного учреждения 2016-10-03 true

О правилах оформления документов в учреждениях – подробно в статьях журнала «Учет в учреждении». Не забудьте оформить подписку!

Применять утвержденный бланк обязаны автотранспортные организации, а все остальные (в том числе государственные, и муниципальные учреждения) могут пользоваться своей формой. Можно также разработать другой документ для подтверждения расходов на ГСМ. В него непременно нужно включить такие графы, обязательные к заполнению:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации, составившей документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • показатели хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • должности, ФИО и подписи ответственных за совершение хозяйственной операции лиц.

Обычно государственные и муниципальные учреждения предпочитают пользоваться той формой, которая утверждена постановлением №78, поскольку в ней есть информация, необходимая для списания горючки. Кроме того, форма установленного образца вызывает меньше настороженности у представителей ГИБДД, когда они останавливают водителя для проверки документов.

Как избежать ошибок в оформлении путевых листов

Неверное заполнение листов неизбежно приведет к искажению показателей работы автотранспорта в бухгалтерском и налоговом учете учреждения. На какие моменты необходимо обращать особое внимание при заполнении путевого листа?

  1. Путевой лист выдается на один день или на одну рабочую смену. Оформлять документ на более долгий срок следует в том случае, когда водителя отправляют в командировку.
  2. Ответственность за достоверность данных в первичных учетных документах лежит на тех, кто их заполнял, а также на водителе. Поэтому обязательно нужны подписи и расшифровки подписей ответственных лиц.
  3. В листе обязательно нужно отметить время возвращения служебного транспорта. Если такой информации нет, то считается, что водитель после окончания смены (служебной поездки) не вернул автомобиль.
  4. В разделе для учета движения бензин следует указывать, сколько бензина было в баке автомобиля до и после поездки. Если водитель останавливался для заправки, то он отчитывается, сколько топлива и на какой АЗС было приобретено.
  5. Нужно внести все сведения в графу «Расход по норме», включая данные о нормативе расхода ГСМ, фактическом расходе, перерасходе и экономии.
  6. Графу «Место отправления и назначения» необходимо заполнять максимально полно, вплоть до номера здания, к которому направляется автомобиль. Это позволит с большей точностью проверять целевой расход топлива.
  7. На оборотной стороне документа требуется указывать точное время выезда и возвращения единицы техники.
  8. Вне зависимости от количества мест назначения, для каждого пункта нужно отдельно проставлять пройденное автомобилем расстояние, основываясь на данных одометра.
  9. Если в путевой лист были внесены поправки или изменения, то заверить их, в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», может только лицо, составившее документ.

Медосмотр для водителей

Много ошибок возникает при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей, поэтому особое внимание следует обратить и на организацию медосмотра.

В пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью учреждения журнал вносятся следующие данные: ФИО водителя и его место работы, время проведения медосмотра, заключение, ФИО лица, проводившего осмотр. После осмотра медработник ставит на путевой лист штамп и свою подпись. Если у водителя выявлены признаки заболевания, алкогольного или токсического опьянения, штамп ставить категорически запрещено.

В соответствии с требованиями приказа Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н, предрейсовые медосмотры приравниваются к деятельности, которую необходимо лицензировать, а поэтому проводить медосмотры может только специалист, имеющий соответствующий сертификат.

Порядок списания горючки

Списание бензина и других ГСМ бухгалтер производит ежемесячно, получив листы и проверив правильность их заполнения. Для списания топлива требуются следующие документы:

  • непосредственно путевые листы;
  • авансовые отчеты, если бензин был оплачен наличными;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если покупка бензина была произведена по талонам;
  • приказы руководителя учреждения, утверждающие лимит пробега автомобиля в месяц, норму расхода ГСМ, величину надбавок к норме расхода топлива, зимний и летний периоды эксплуатации транспорта, а также направление сотрудника в поездку на автомобиле организации;
  • акт о списании материальных запасов по форме 0504230.

В бухучете списание бензина и других ГСМ в соответствии с основной деятельностью учреждения отражается следующим образом: Дебет счета 4 401 20 272 «Расходование материальных запасов»;

Кредит счета 4 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Относительно деятельности, приносящей доход, бухгалтер сделает такую запись: Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»;

Кредит счета 2 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Налоговый учет горючки

Эксплуатация автомобиля в государственных и муниципальных учреждениях возможна не только в уставной, но и в приносящей доход деятельности. Если учреждение относит затраты на ГСМ к расходам, исчисляя налог на прибыль, бухгалтеру важно правильно нормировать расход топлива в рамках приносящей доход деятельности.

Налоговый кодекс РФ не дает однозначного ответа на вопрос о нормировании топлива. Поэтому учреждение может учитывать расходы на беннзин по путевым листам в полном объеме, если они были произведены в рамках деятельности, приносящей доход.

В этом случае норма расхода бензина может быть выше общепринятой.

При этом использование общепринятых норм расхода ГСМ позволяет минимизировать разногласия с контролирующими органами и устранить несоответствия между уставной и приносящей доход деятельностью.

Подробнее об учете затрат на топлива в рамках приносящей доход деятельности читайте в статье «Признание затрат на бензин».

Автоматизация ведения путевых листов и учета ГСМ

Если в учреждении один-два автомобиля, бухгалтеру несложно контролировать правильность оформления документов и ведение учета бензина вручную. Но чем больше единиц техники в автопарке, тем больше сил и времени требуется бухгалтеру для такого рода деятельности.

Кроме того, значительно повышается вероятность допустить ошибку при формировании отчетов.

Чтобы облегчить работу бухгалтерам, разработаны различные программы, автоматизирующие учет путевых листов автотранспорта государственных и муниципальных организаций, а также расчеты расхода ГСМ.

Ольга Еремчук, главный бухгалтер Первоуральского металлургического колледжа:

Раньше мы вели бухгалтерский учет топлива и выписывали листы вручную, как для служебных автомобилей, так и для учебного транспорта в рамках водительских курсов. С увеличением количества автомобилей в парке возникла потребность автоматизировать процесс.

Ведь если единиц техники много, а система норм расходования горючеки развитая, довольно затруднительно при ручном режиме учесть все условия, в частности, сезонность.

Мы уже более пяти лет используем программу «Путевые листы и ГСМ», в ней можно учитывать:

  • поступление и расход бензина по автотранспортным средствам, по водителям и по видам ГСМ;
  • расход топлива по базовой норме с учетом дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов при помощи поправочных коэффициентов (надбавок) согласно законодательству;
  • фактический расход горючик в соответствии с учетной политикой учреждения;
  • расход ГСМ по нормам для водителя и для обучающегося на основании путевого листа.

Кроме того, благодаря автоматизации учета путевых листов итоплива мы теперь можем вести учет его движения при использовании на одном автотранспортном средстве нескольких видов топлива (газ, бензин и т.п.

), а также учитывать движение различных видов смазочных материалов (моторные, трансмиссионные масла, пластичные смазки и т.п.).

Без затруднений удается контролировать отклонение фактических затрат от нормативных, а также формировать отчетность в различных разрезах (по водителям, по видам и маркам ГСМ, по автотранспортным средствам в разрезе подразделений (отделов) и различных источников финансирования).

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3634-putevoy-list-byudjetnogo-uchrejdeniya

Куда списать гсм без путевых листов

Правила, применяемые при учете ГСМ Как обосновывается расход топлива? Основной документ, подтверждающий объем списания Можно ли сделать списание ГСМ без путевого листа? Правила, применяемые при учете ГСМ Для целей всех видов учета (складского, бухгалтерского, налогового, управленческого) горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются обычными товарно-материальными ценностями, подчиняющимися общепринятым правилам. То есть при приобретении они должны быть оприходованы, а при расходе списаны из учета. Но объем оприходования и списания должен подтверждаться документами, т. е. быть обоснованным. Особенностью приобретения ГСМ является то, что фактически они редко попадают на территорию лица, их использующего, поскольку чаще всего заправка автотранспорта осуществляется на специализированных заправочных станциях, находящихся вне этой территории, и горючее сразу оказывается отпущенным в применение.

Читайте также  Убыток как объект налогового учета

Если разногласия с контролерами по поводу использования собственных норм все же возникли, то вам стоит обратиться в суд. Как показывает практика, арбитры встают на сторону предприятий.

В качестве примеров можно привести постановления Федеральных арбитражных судов Уральского (от 10 июня 2002 г. по делу № Ф09-1180/ 02-АК) и Северо-Западного (от 5 марта 2002 г. по делу № А56-23095/01) округов.

Вычет по НДС Еще одним проблемным моментом является возмещение НДС при покупке горюче-смазочных материалов за наличный расчет на АЗС.

Внимание

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса, для зачета налога необходим счет-фактура. Обычно водитель на руки получает только чек. Следовательно, возместить НДС нельзя, даже несмотря на то, что в чеке сумма налога может быть выделена отдельной строкой.

Такое мнение высказали, в частности, столичные налоговые инспекторы (письмо УМНС по г. Москве от 16 октября 2001 г.

Без путевого листа списать гсм не получится

Списание смазочного материала, тормозной жидкости, тосола вычисляются сообразно утвержденным нормам потребления. Норма расхода топлива может быть увеличена на 20%:

  • при производстве капитального ремонта;
  • при эксплуатировании на протяжении пяти лет.

При этом расход смазочного материала при производстве капитального ремонта оборудованных на автомобиле агрегатов, устанавливается от одной заправочной емкости системы смазки.

При этом расход тормозных, охлаждающих, иных видов рабочих жидкостей находится в зависимости от объема заправленного топлива и дозаправки сообразно рекомендациям завода-изготовителя.

Порядок учета и списания гсм по путевым листам в 2017-2018 годах

Важно

Например, это может оказаться применимым к оценке расхода горючего для служебной развозки, изо дня в день доставляющей работников к месту работы и обратно по одному и тому же маршруту.

Число таких поездок всегда находится под контролем.

Соответственно, с учетом однозначной их протяженности и привязки к каждой из них объема топлива в фиксированном размере, рассчитанного по нормам, общий объем списания тоже будет обоснован.

Таким образом, определенные варианты, позволяющие не применять путевой лист для обоснования количества списываемого горючего все-таки есть, но их не так много. И объясняться по ним с проверяющими придется наверняка.

А вот в ситуации, когда путевой лист оформлен, лишних вопросов при проверках можно избежать. О том, влияет ли объем расходуемых ГСМ на величину компенсации за использование сотрудником личного автотранспорта, читайте здесь.

Списание горюче-смазочных материалов по путевым листам

Во втором заключается договор между предприятием и сотрудником на использование личного транспорта. В основе сделки лежат указания статьи 188 ТК, в которых излагаются условия и порядок выплаты компенсации и возмещения сотруднику.

И в заключение следует отметить, что в налоговом учете ГСМ разрешается списывать в размере фактически израсходованных средств. Но обоснованными они считаются, если расходы не превышают нормативные значения.

Предприятие вправе использовать нормы Минтранса, но в тоже время может разработать свои собственные нормативы потребления ГСМ на каждый вид транспорта, имеющийся у него.

Можно ли списать гсм без оформления путевых листов, организация на усн-15%

Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ. Пример списания ГСМ по путевым листам Чтобы произвести оформление списание следует завести документ «перемещение материалов», составленный по товарным накладным.

Путевой лист должен быть заполнен соответственно принимаемым нормам расхода топлива, которое было израсходовано отдельным транспортным средством. Для оформления процедуры списания заполняется:

  • дебет счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов»;
  • кредит счета 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».

Каждое предприятие имеет свои отличительные признаки, обуславливаемые отраслью производства, которое принадлежит к отдельной сфере экономики.

Его деятельность должна полностью учитываться в бухгалтерском учете.

Как списать гсм, если организация не ведет путевых листов

Он входит в число первичных документов. В нем указывается маршрут, его общий километраж, объем топлива на начало рабочего дня и на его конец.

Как правило, списывается разница в объемах топлива по его фактической себестоимости. Затраты должны быть обоснованными и не превышать установленные нормы потребления топлива.

Что касается налогового учета на прибыль стоимость ГСМ сообразно статье 254 НК можно включить в материальные затраты.

Но можно отнести их к прочим расходам соответственно предписаний статьи 264 НК. Чтобы не возникли вопросы относительно объема израсходованного топлива нужно применять определенные виды норм.

Путевой лист должен быть оформлен на бланке с типовой формой № 3, которая была утверждена постановлением Госкомстата. Его публикация была произведена 28 ноября 1997 года под номером 78.
Хотя предприятие может разработать собственный бланк, что тоже не возбраняется.

Как списывать расходы на бензин

Не исключается вариант заключения договора с компанией, занимающейся заправкой автотранспорта, об оплате топлива и смазочных материалов безналичным способом по специальным картам.

В конце истекшего месяца АЗС предоставляет полную информацию об объеме топлива, его стоимости, которое было отпущено ею по топливной карте.

Оприходование производиться на счет 10 материальным бухгалтером либо открывает индивидуальный счет второго порядка. Списывается израсходованный объем ГСМ на счетах:

  • 20 «Основное производство»;
  • 26 «Общехозяйственные расходы»;
  • 44 «Расходы на продажу».

Выбор счета остается за предприятием, который должен учесть особенности производственной деятельности, технические характеристики, марку и модель отдельного автотранспорта.

В такой ситуации топливо списывается на основании путевого листа, заполняемого водителем.
А. Петухов, аудитор Транспортные средства, как известно, требуют постоянных «бензиновых вложений».

Чтобы обосновать такие расходы, нужно правильно оформить документы.

Одним из них является путевой лист. Ежедневная канитель? Бланк путевого листа приведен в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Здесь также сказано об ответственности за правильное оформление документа.

Ее несет директор фирмы, а также сотрудники, которые отвечают за эксплуатацию автомобилей и участвуют в составлении путевого листа. Для [advert=100]предпринимателей[/advert] форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 30 июня 2000 г.

№ 68.

При оформлении документа нужно заполнить все реквизиты, указать порядковый номер, дату выдачи, поставить печать организации. Кроме того, необходимо записать каждый пункт следования автомобиля (письмо Росстата от 3 февраля 2005 г.

№ ИУ-09-22/257).

ГСМ представляют собой разновидность товарно-материальных ценностей, к которым применяются обычные правила учета ТМЦ: их надлежит сначала оприходовать, а затем списать, обосновав объем списания.

Осложняет ведение учета топлива то, что оно, как правило, приобретается вне места дислокации владельца транспорта (юрлица или ИП), сразу поступая в бак работающего авто, и должно учитываться применительно к каждой единице авто.

Источник: http://lcbg.ru/kuda-spisat-gsm-bez-putevyh-listov/

Бюджетные учреждения: учет ГСМ

Сегодня большинство организаций имеют на своем балансе служебный автомобиль. Естественно, его эксплуатация сопровождается расходами на приобретение горюче-смазочных материалов. Их учет является одним из наиболее сложных участков бюджетного учета. Кроме того, учреждениям приходится еще и тщательно обосновывать расходование государственных средств.

Отличительной чертой бюджетного учета расходов на ГСМ является необходимость составления специальных первичных документов, которые заполняются как водителями, так и бухгалтерами. При этом бюджетное учреждение должно с особой скрупулезностью отнестись к обоснованию понесенных затрат, поскольку невозможно потратить бюджетные средства без подтверждения такой необходимости.

Договор с поставщиком

Прогресс не стоит на месте, чего не скажешь о правилах бухгалтерского учета. Сегодня часто учреждение заключает прямой договор с поставщиком топлива — заправочной станцией. Водителям выдаются пластиковые карты, по которым они имеют право заправляться и которыми расплачиваются на заправках поставщика.

Карточка в данном случае служит не только расчетным, но и учетным документом: электронный платеж позволяет фиксировать информацию о покупке — имя покупателя, время, дату, количество купленного топлива и другие данные.
Но чтобы принять к учету ГСМ, нужно позаботиться о немалом количестве оправдательных документов.

Приобретение материалов бюджетными учреждениями производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Согласно указанным нормам бюджетные учреждения размещают заказ либо путем проведения торгов, либо без них, но только если стоимость заказа на поставку ГСМ, как одноименных товаров, составляет менее 100 000 руб. в течение квартала (пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, необходимо заручиться либо результатами проведенных торгов, либо документальным подтверждением расчетной (плановой) стоимости заказа.
Следовательно, учреждение должно подготовить бюджетную смету с учетом плановых сметных показателей, которые используются при определении объема расходов, в данном случае с учетом норм расходов ГСМ. Только после проверки расчетных показателей главный распорядитель бюджетных средств утверждает бюджетную смету.

Нормы расхода топлива

Расчет топливных расходов производится на основании утвержденных норм. Данные «лимиты» отражены в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р (далее — Методические рекомендации).

Сами нормы предназначены для расчетов планового расхода, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и работ, для расчетов по налогообложению предприятий и т.д. Горюче-смазочные материалы должны расходоваться в пределах установленных норм. Отсутствие внутреннего локального акта об утверждении норм расхода ГСМ является грубым нарушением законодательства.

Раньше учреждение могло разрабатывать и утверждать собственные нормы расхода топлива (Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р 3112194-0366-03), утв. Минтрансом России 29 апреля 2003 г.).

Но сегодня данный документ утратил силу, а утвержденные Методические рекомендации содержат положение лишь о том, что предприятие может в случае производственной необходимости уточнять или ввести отдельные поправочные коэффициенты (повышающие или понижающие) к нормам расхода топлива при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (п. 6 Методических рекомендаций).

Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива для различных видов транспорта — для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей, соответствующие определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению.

Читайте также  Отражение лизинговых операций в бухгалтерском учете лизингополучателя

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, без учета его расхода на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды. Пунктами 5 и 6 Методических рекомендаций установлен ряд повышающих и понижающих коэффициентов. Они могут устанавливаться распорядительным документом руководителя организации и распространяться на автомобили данной организации.

Если коэффициенты устанавливает орган местного самоуправления, они могут применяться всеми организациями, расположенными на данной территории. Поправочные коэффициенты к нормам расхода топлива устанавливаются в зависимости от времени года, местности, где работает автомобиль, высоты над уровнем моря и т.д.

Если необходимо применять несколько надбавок, то их значения не перемножаются, а суммируются.

Поступление и списание ГСМ: общий порядок

В бюджетных учреждениях на обособленном счете 010503000 «Горюче-смазочные материалы» учитываются все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

В зависимости от направлений их использования (транспортное обеспечение, отопление, работа производственных механизмов) учреждение должно вести раздельный учет. Горюче-смазочные материалы, как и другие группы материальных запасов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

Состав затрат, включаемых в фактическую стоимость материальных запасов, установлен п. 52 Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н, далее — Инструкция). Фактическая себестоимость приобретенных ГСМ формируется непосредственно на счете 010503000.

Суммы НДС, уплаченные при приобретении ГСМ, не включаются в их фактическую себестоимость только в случаях, если они оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности и используются в деятельности, подлежащей налогообложению.

Если материалы приобретены за счет средств от предпринимательской деятельности, но использованы в не облагаемой НДС или в основной деятельности бюджетного учреждения, суммы НДС подлежат включению в фактическую себестоимость приобретенных материальных запасов.

В состав расходов учреждения по заготовке ГСМ также, в частности, включаются следующие расходы:

— по доставке ГСМ; — по содержанию заготовительно-складского подразделения, если ГСМ приобретаются за счет доходов от предпринимательской деятельности; — за услуги транспорта по доставке ГСМ до места их использования, если они не включены в цену, установленную договором. Однако при формировании фактической себестоимости поступивших в учреждение бензина и дизтоплива учитывается, как правило, только договорная цена приобретенных ГСМ. Бюджетный учет автомобильного бензина и дизельного топлива имеет ряд особенностей, связанных с большими объемами закупок ГСМ, в том числе по безналичному расчету, за наличный расчет, а также использованием топливных карт.

ГСМ списываются по фактическому расходу: в пределах норм — на счет учета расходов (при осуществлении предпринимательской деятельности — на счет учета стоимости изготовленной продукции (работ, услуг)), сверх установленных норм — на счет учета доходов с последующим восстановлением за счет виновных лиц или списанием за счет установленных источников.

Обратите внимание: при списании топлива не важно, каким образом оно было оплачено.

Пример 1. Учреждением в июле приобретено 10 000 литров автомобильного бензина на общую сумму 150 000 руб., в том числе на сумму 40 000 руб. за наличный расчет.

Израсходовано: — на транспортные перевозки по основной деятельности 4000 литров; — на эксплуатацию строительной техники в рамках основной деятельности 1000 литров; — на эксплуатацию строительной техники в приносящей доход деятельности 1000 литров. В бюджетном учете будут сделаны записи: Дебет 010503340 Кредит 0302022730, Дебет 0302022830 Кредит 020101610 — 110 000 руб.

— стоимость топлива, приобретенного за безналичный расчет; Дебет 010503340 Кредит 020822660 — 40 000 руб. — стоимость топлива, приобретенного подотчетными лицами; Дебет 140101222 (или 140101272) Кредит 110503440 — 60 000 руб. (4000 л x 15 руб.) — израсходовано ГСМ на текущие расходы по основной деятельности учреждения; Дебет 110601310 Кредит 110503440 — 15 000 руб.

— израсходовано ГСМ при осуществлении строительства по основной деятельности; Дебет 210604340 Кредит 210503440

— 15 000 руб. — израсходовано ГСМ при осуществлении строительства по приносящей доход деятельности.

Обратите внимание: в бюджетных учреждениях при списании ГСМ наряду с методом по фактической стоимости единицы (при условии стабильности цен, что бывает достаточно редко) применяется скользящая оценка.

То есть материалы оцениваются по стоимости запасов, имевшихся на начало месяца, и стоимости всех поступлений за текущий месяц (п. 58 Инструкции).

Другими словами, топливо, списываемое в первый и последний дни месяца, может оцениваться по разной фактической стоимости, если в течение месяца поступали ГСМ по ценам, отличающимся от тех, исходя из которых рассчитан остаток на начало месяца.

Внимание: топливная карта

Приобретение топливных карт — это одна из форм оплаты ГСМ. По экономическому содержанию такая форма близка к порядку расчетов талонами на бензин. Топливные карты могут быть выпущены в виде карт либо с магнитной полосой, либо со встроенной микросхемой. Карта может быть лимитированной или нелимитированной.

По лимитированной карте ограничивается количество топлива, которое может быть заправлено в течение определенного периода (как правило, в течение суток). По нелимитированной карте топливо можно получать без временных ограничений. Но ни формат топливной карты, ни ограничения лимита использования в учете значения не имеют.

Учитывать следует только форму расчетов: топливные пластиковые карты подразделяются на денежные и на литровые. Последние фиксируют объемы топлива в литрах, а не их стоимость в рублях. Для бюджетного учета расчетов топливными картами целесообразно использовать счет 020105000 «Денежные документы» (по аналогии с порядком учета оплаченных талонов на ГСМ).

Карты, как и талоны, должны храниться в кассе учреждения. Они передаются материально ответственному лицу — водителю или иному работнику транспортного подразделения, отвечающему за обеспечение автомобиля топливом.

В аналитическом учете приходуется и списывается количество бензина, указанное в подтверждающих документах, выданных на заправке.

Стоимость ГСМ определяется в зависимости от вида карты: для литровых карт — по цене приобретения, для рублевых — по цене, действующей на дату заправки.

Пример 2. Учреждение 1 июля приобрело две топливные карты. Одна — на получение 1000 литров бензина. В оплату карты перечислено 30 000 руб. Другая — на получение бензина на сумму 30 000 руб.

Первая карта выдана водителю служебного автомобиля, вторая — водителю грузовика, используемого на строительстве (в рамках основной деятельности). 19 июля водители представили авансовые отчеты на заправку 200 литров бензина — по 100 литров 7 и 15 июля.

На дату заправки рыночная цена бензина на заправках составляла 27 и 27,5 руб. В бюджетном учете сделаны записи: Дебет 120105510 Кредит 1302022730 Дебет 1302022830 Кредит 120101610 — 60 000 руб. (30 000 + 30 000) — отражена стоимость приобретенных карт; Дебет 120822560 Кредит 120105610 — 60 000 руб.

— отражена стоимость топливных карт, переданных водителям; Дебет 110503340 Кредит 120822660 — 6000 руб. — отражена стоимость бензина, оплаченного по первой карте; Дебет 110503340 Кредит 120822660 — 5450 руб.

(2700 + 2750) — отражена стоимость бензина, полученного по второй карте; Дебет 140101222 (или 140101272) Кредит 110503440 — 6000 руб. — отражена стоимость бензина, израсходованного на текущие расходы; Дебет 110601310 Кредит 110503440

— 5450 руб. — отражена стоимость бензина, израсходованного на нужды строительства.

Количественно-суммовой учет

По бензину, да и любому ГСМ, нужно вести карточку количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), а учет операций по поступлению, выбытию, перемещению отражается в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071). Списание подтверждается обычным путевым листом. Для всех видов топлива применяется путевой лист (п.

62 Инструкции).

Причем для каждого вида автотранспорта учет ведется по отдельным путевым листам: — 0340002 «Путевой лист строительной машины»; — 0345001 «Путевой лист легкового автомобиля»; — 0345002 «Путевой лист специального автомобиля»; — 0345004 «Путевой лист грузового автомобиля»; — 0345005 «Путевой лист грузового автомобиля»; — 0345007 «Путевой лист автобуса необщего пользования».

Не возбраняется разработка собственных форм путевых листов. Однако в данном случае документ должен содержать Обязательные реквизиты, которые утверждены Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 (Письмо Минфина России от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161).

Контроль над топливными расходами ведется следующим образом.

Поставщик с определенной договором периодичностью представляет отчет об отпущенном количестве топлива, указывая его вид, наименование покупателя, время и другую необходимую информацию. В свою очередь водитель передает в бухгалтерию путевые листы, чеки, выписки с пластиковых карт. В конце месяца предприятие проводит сверку представленных данных и при их совпадении и соблюдении норм расходов списывает ГСМ.

Ищите виновного!

Расходы на ГСМ можно принять к учету только в пределах установленных норм, скорректированных на предприятии. Если фактический расход топлива превысил утвержденную норму, то способ списать «перерасход» есть. Сделать это можно на основании письменного распоряжения руководителя учреждения.

Однако для такого распоряжения необходимо обоснование. Перерасход следует зафиксировать не только путевыми листами, но и контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями.

Помимо этого назначается административное расследование, которое позволит выяснить, вследствие чего произошло нарушение. Причиной перерасхода может послужить техническое состояние автомобиля или эксплуатация транспортного средства в сложных дорожных и климатических условиях.

Если в ходе расследования установлено, что перерасход произошел по «уважительным» причинам, то он признается вынужденной потерей.

Расследование может показать, что необоснованный расход сверх лимита допустил водитель, и формально это будет расценено как недостача материально-производственных запасов, переданных работнику под отчет. В этом случае сумма перерасхода топлива взыскивается с водителя или должностного лица, не обеспечившего нормальную эксплуатацию транспортного средства.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/byudzhetnye-uchrezhdeniya-uchet-gsm

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: