Как инициировать проверку налоговой инспекции для предприятия

Содержание

Как инициировать проверку налоговой инспекции для предприятия

Как инициировать проверку налоговой инспекции для предприятия
Бесплатная юридическая консультация:

Обывателю легко спутать между собой органы налоговой инспекции и полиции.

Разница простая – полиция занимается оперативно-розыскной деятельностью, связанной с крупными нарушениями в сфере налогообложения.

Налоговая инспекция ведёт дело с меньшими злоупотреблениями и привлекает нарушителей к административной ответственности. Налоговая полиция руководствуется уголовным правом и принципами оперативно-розыскной деятельности.

Насколько вероятен визит на предприятие налоговой полиции?

Обычно фирма попадает в сферу интересов полиции при подозрении в совершении финансовых преступлений. К ним относятся прямая неуплата налогов в крупных и особо крупных размерах, незаконное освобождение от налоговых выплат, ведение двойной бухгалтерии, «тёмной кассы» и пр.

Проверки могут проводиться в рамках расследования уголовного дела или поиске оснований для его открытия.

Бесплатная юридическая консультация:

В отличие от налоговой инспекции, полиция не проводит плановые визиты.

Несмотря на относительно малую частоту проверок, следует быть к ним морально готовым. Это важно, чтобы не растеряться при внезапном появлении полицейских – действовать необходимо в рамках закона и интересов собственной фирмы.

Проверка может быть инициирована конкурентами и даже анонимными лицами, которые знают о реальных пробелах в финансовой системе компании. Обнаруженные крупные несоответствия по итогам визита налоговой инспекции также являются основанием для рассмотрения дела полицией.

Распространенные причины проверок предприятия

Если инициатором проверки является налоговая инспекция, то необходимость визита полицейских может быть вызвана:

  • несоответствием данных балансовой прибыли, реальных финансовых результатов и учета;
  • записей в бухгалтерских документах, не соответствующих действительному состоянию дел;
  • отсутствием оснований для проведенных изменений в бухгалтерии и отчетности.

Оперативно-розыскная работа также имеет несколько поводов для проверки:

Бесплатная юридическая консультация:

  • имеющаяся информация о совершенном или готовящемся финансовом преступлении;
  • постановление следователя или судьи о проведении проверки;
  • запросы международных правоохранительных органов по конкретной организации.

В состав комиссии проверяющих из налоговой инспекции может быть включен полицейский. Его функции заключаются в совершении оперативных действий, таких как опрос сотрудников, выемка кассы предприятия, ценностей или документации.

Привлечение полиции ещё осуществляется в качестве запасного варианта на случай, если будут обнаружены факты крупных нарушений.

Порядок и детали проведения налоговой проверки

Особенности работы полиции заключаются в возможности проводить беспрепятственный осмотр помещений, сейфов, транспорта, средств производства и пр.

Круг компетенции проверяющих ограничен перечнем объектов, утверждённых начальником федерального органа налоговой полиции.

Во время проверки полицейские могут задавать вопросы любым сотрудникам и использовать услуги специалиста для обеспечения полноценного осмотра и отбора документов.

Бесплатная юридическая консультация:

Изъятие оригиналов последних производится лишь в крайних случаях, когда есть основания полагать, что исходные документы могут уничтожить или подменить. Обычно ограничиваются отбором заверенных на предприятии копий.

По окончанию осмотра составляется акт, подписываемый полицейскими, директором и понятыми. В итоге проверки, после исследования изъятых документов и проведения судебно-экономических экспертиз, составляется акт. Срок проверки не должен превышать двух месяцев (или трёх – в исключительных случаях).

По данным акта может быть открыто уголовное производство, а ряд сотрудников привлечён к ответственности (обычно – директор, реже – главный бухгалтер). При отсутствии оснований для инициирования уголовного дела материалы могут передаваться в налоговую инспекцию для наложения штрафных санкций или сдаваться в архив.

Как вести себя сотрудникам предприятия при проверке налоговой полицией?

От всех неожиданностей, которые исходят от правоохранителей, уберечься сложно. Если соблюдать ряд правил, можно существенно улучшить итоги проверки или хотя бы не допустить её катастрофических последствий.

Рассмотрим элементарные правила поведения, которых необходимо придерживаться.

Бесплатная юридическая консультация:

  1. Отказываться от дачи пояснений при проведении осмотра. Проводимый полицейскими опрос во время обыска и изъятия документов не является допросом, поэтому персонал не обязан отвечать на вопросы.
  2. Не держать в служебных помещениях личные ценные вещи и деньги. Находящиеся на рабочем месте (даже в сейфе) деньги могут быть изъяты и приняты за неоприходованную выручку.
  3. Своевременно пользоваться услугами налогового юриста, который подготовит сотрудников к возможному допросу. Потраченные на оплату работы одного специалиста средства с лихвой окупят последствия от допроса неопытных сотрудников.
  4. Не доверять словам проверяющих, не подкрепленным документально.

Если в полиции сообщают, что проверка окончена и привозить дополнительные документы не стоит, следует получить письменное тому подтверждение. За несколько лет работы количество документов может превысить десятки тысяч, поэтому несвоевременное предоставление выльется во внушительные суммы (за один недоставленный документ штраф составляет 200 руб.).

Соблюдение законности при ведении бизнеса не гарантирует отсутствие внимания со стороны полиции. Нередко проверки основаны на показаниях недовольных клиентов и обиженных сотрудников, особенно бывших. Старайтесь вести дела как можно более прозрачно и выполнять свои обязательства – так вы сведёте неприятие клиентов к минимуму.

Чтобы не ждать удара в спину от бывших коллег, разрывайте трудовые отношения с ними безболезненно – увольнение по соглашению сторон выгодно для всех.

Источник: http://blog.ksio.ru/biznes/ooo/proverki/vizit-nalogovoj-policii

Работодатель работает по серой схеме по ЗП в организации.

Трудовой Договор срочный ,удаленным способом до 31 мая, но в середине апреля мне сообщили что разрывают со мной договор в связи с окончанием объёмов работ, и я должен ехать домой через Московский офис, зайти к ним и отдать их имущество, это ноутбук, печати и документы, и там меня расчитают полностью, а это 1,5 месяца работы получилось, я отказался ехать и мне кинули на карту со своей личной карты неполную часть за 1 месяц, а всё остальное только в офисе. ( по договору у меня 30%, остальную большую часть 70% примерно это присылали мне на карту со своих личных карт). Я в их офис так и не поехал, прибыл домой и отправил им посылкой всё их имущество с наложенным платежом(их долг) и с заявлением по собственному, но они отказываются её забирать и требуют что бы я им выслал денег на эту посылку иначе заявят на меня в суд о том что я их вымогаю, я их предупредил что буду писать в прокуратуру и трудовую но кроме угроз ничего в ответ не получил. Вопрос : кому писать жалобу и как в краткий срок их подвести к жёсткой и действенной проверки организации(они уходят от налогов как минимум) компания не маленькая и имеет филиалы по стране. Спасибо!

Бесплатная юридическая консультация:
01 Мая 2016, 11:33 Партнер sani соц сети, г. Краснодар

Ответы юристов (1)

Здравствуйте! Вам нужно обратиться в трудовую инспекцию, в прокуратуру, суд сразу же. По данному обращению будет проведена проверка, со всеми вытекающими последствиями для работодателя.

На основании статьи 22 ТК РФ работодатель обязан:

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

которое включает и обязательное отчисление страховых взносов в ПФ РФ.

Источник: http://eburg-okna.ru/kak-iniciirovat-proverku-nalogovoj-inspekcii-dlja/

Выездная налоговая проверка: когда ее ожидать и можно ли избежать?

Нежданные гости в лице сотрудников ИФНС могут нагрянуть к налогоплательщику с проверкой в любой момент.

Первые на очереди — те предприятия, которые ранее уклонялись от уплаты налогов через участие в незаконных схемах и миминизировали свои налоговые обязательства. Именно эти организации в зоне риска.

Как проходит выездная налоговая проверка, как избежать негативных последствий и обезопасить себя от возможных санкций со стороны налоговиков — об этом в нашей статье.

Проведение выездной налоговой проверки: сроки, порядок и что проверяют.

Перечень проверяемых организаций строго конфиденциален, предназначен для внутреннего использования ИФНС, а потому нигде не публикуется. Так что налогоплательщики узнают о предстоящей проверке только тогда, когда получают решение о ее проведении. По-другому никак.

Длится выездная налоговая проверка обычно 2 месяца. Но сроки продлевают до 4 месяцев и даже до полугода, если:

  • Проверяется очень крупная фирма.
  • У проверяемого объекта есть территориально обособленные отделы и филиалы.
  • На проверяемом предприятии случилось подтопление, пожар и иной форс-мажор.
  • Проверяющие в рамках аудита получили дополнительную информацию о нарушениях, которые требуется изучить.
  • Проверяемый объект затягивает процесс — не предоставляет инспекторам установленную в этом случае документацию.

Иногда налоговики запрашивают необходимые сведения у контрагентов, госорганов других государств, проводят экспертизы. Время, занятое этими процедурами, в период проверки не засчитывается.

Выездные проверки контроллеры проводят группами, в которых всегда есть ответственный. Помимо того, что ответственный инспектор собирает информацию, проверяет фирму, он также руководит действиями других контроллеров и оформляет итоги проверки.

Если в двух словах, для чего ИФНС проводит выездные проверки? Чтобы установить, своевременно и в полном ли объеме проверяемый выполняет налоговые обязательства. Соответственно, проверяющие имеют полное право требовать у него любые бумаги по исчислению и уплате налогов.

Как на практике проходят выездные и камеральные налоговые проверки?

Выездные проверки более тщательны, чем камеральные. В ходе них инспекторы всегда стремятся выявить существенные недочеты и даже признаки нарушений НК РФ. Проверяемые объекты отбираются по особым критериям, которые отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.07 №ММ-3-06/333@.

Цель выездной проверки — проконтролировать, как налогоплательщик исполняет налоговые обязательства по одному или нескольким видам налогов за последние 3 года. В ходе камеральной инспекторы проверяют правильность начисления и уплаты конкретного налога за отдельно взятый период (месяц, квартал, полгода).

Рассмотрим другие отличия:

  • Выездные проверки проводят на проверяемом объекте (если это невозможно, то аудит проводят непосредственно в отделении ФНС). Камеральную проводят на территории налоговой инспекции.
  • Выездную проверку всегда инициирует ФНС, однако среди контроллеров значатся исключительно налоговики. В камеральной нередко участвуют полицейские и сотрудники Следственного комитета в качестве проверяющих.
  • По результатам выездных налоговых проверок предприятиям часто доначисляют налоги, пени и штрафы. Но это еще не все. Если есть основания, проверяемый объект могут привлечь к уголовной ответственности или инициировать процедуру его банкротства. Кроме того, на контролирующих лиц могут возложить субсидиарную ответственность. Что касается камеральной проверки, здесь все не так серьезно. По ее окончании у фирмы могут потребовать уточненную декларацию, доплатить пени или налоги, уплатить штраф (в случае несвоевременной подачи декларации).
Читайте также  Учетная политика предприятия принимается на какой срок

Как снизить риски и вероятность налоговой проверки?

Как уже было сказано, узнать заранее о планируемой проверке в отношении вашей фирмы нельзя. Единственный способ обезопасить себя от доначислений и различных негативных моментов — это непрерывный анализ. Нужно постоянно оценивать риски.
В приоритете для выездных налоговых проверок у ИФНС — организации, у которых:

  • Уровень налоговой нагрузки ниже среднего показателя по компаниям в этой же экономической отрасли.
  • Несколько периодов подряд отражаются убытки в финансовой или налоговой отчетности (например, если фирма убыточно работает в течение двух лет и больше, интерес со стороны налоговиков к ней усиливается).

Всего указано 12 таких критериев в Концепции системы планирования налоговых проверок. Концепция размещена на официальном сайте ФНС России, и ознакомиться с ней может каждый.

Хозяйствующим субъектам, желающим избежать встречи с контроллерами, стоит:

  • Исключить подозрительные операции при расчете налоговых обязательств.
  • Сообщить в налоговую о предпринятых для снижения рисков мерах — подать в ближайшее отделение ИФНС уточненные налоговые декларации за периоды, в течение которых проводились сомнительные операции.

Предприятиям следует понимать, что контроллеры, обсуждая вероятную проверку на том или ином объекте, оценивают не только вероятность выявления нарушений, но и исход процедуры — удастся ли доначислить и взыскать суммы в большом объеме с этого субъекта или инициировать в отношении него уголовное дело.

Проведение проверки при ликвидации компании

Проверка в случае ликвидации — не обязательная процедура. Но если ее назначили, то до завершения данного мероприятия предприятие не ликвидируют. Причина этому проста. Бюджет является одним из кредиторов, а потому ликвидироваться ООО может лишь после уплаты всех долгов.

В рамках проверки контроллеры проверяют бухгалтерские отчеты, первичную отчетную документацию, все кассовые документы, налоговые декларации и отчеты, которые организация подавала в социальные фонды, а также договоры аренды. Инспекторы имеют право осматривать склады и подсобки и, если нужно, проводить инвентаризацию.

После того, как предприятие сообщило в ФНС о своей ликвидации, существенные изменения в документы оно вносить не вправе. Однако разрешается:

  • Слегка откорректировать бухгалтерские документы.
  • Выплатить долг по кредитам и сохранить документацию, подтверждающую погашение задолженностей.

Чтобы проверка не доставила никаких неудобств, необходимо, чтобы к визиту налоговиков у компании был готов ликвидационный баланс, а в СМИ размещены сведения о ее планируемой ликвидации.

Цель контроллеров в ходе таких проверок — выявить недочеты в бухгалтерской документации и факты нарушения НК РФ. Но вы можете быть спокойны, если:

  • Вовремя и в полном объеме уплачивали все налоги.
  • В установленный срок подавали декларации.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка при ликвидации и вовсе не грозит. В частности, если:

  • У ООО — нулевой баланс.
  • Учредитель всего один, в связи с чем не нужно делить активы.
  • ООО ликвидируется посредством продажи.
  • В течение 3 последних лет фирма не вела деятельность, а ИФНС проверяет хозяйственные операции только за 3 года. При этом в организации не должно быть наемных сотрудников, какой-либо деятельности и хозяйственных операций.

Перед тем как нагрянуть с проверкой, налоговики досконально изучают сведения о фирме — как из собственных, так и из внешних источников. Нередко ИНФС запрашивает у банка информацию о движении средств по ее расчетным счетам. Если же контроллеры подозревают, что кто-то из партнеров компании является однодневкой — проверка неизбежна.

Фиксация результата проверки

По окончании аудита ответственный контролер в группе инспекторов составляет справку. В ней обозначают:

  • Где и когда составлен документ.
  • Данные по решению о назначении проверки.
  • Как называется проверяемый объект (в полном и сокращенном виде), его ИНН и КПП.
  • Что было проверено (какие именно налоги, за какой период).
  • Длительность проверки.

Наличие справки означает полное завершение проверки. То есть, после ее составления сотрудники налоговой не вправе пребывать в организации, изучать документацию, требовать предоставления тех или иных бумаг и назначать экспертизы.

Представителю компании выдают справку в день ее оформления, то есть, в последний день проверки. Спустя ровно 2 месяца с момента составления справки инспекторы формируют акт выездной налоговой проверки в двух экземплярах.

Один экземпляр оставляют себе, второй вручают налогоплательщику (лично гендиректору или другому уполномоченному представителю организации под роспись). На вручение акта отводится 5 рабочих дней с момента подписания акта.

Как происходит обжалование решения по выездной налоговой проверке?

Если компания не согласна с итогами проверки, она может обжаловать решение ИФНС в отношении себя. Апелляционная жалоба подается в отделение ФНС, проводившее аудит.

Подать ее можно 3 способами:

  • Прийти в налоговую и вручить лично.
  • Отправить по почте.
  • Направить через сайт ФНС в электронной форме (пункт «Обратиться в ФНС России»).

Подавая жалобу, налогоплательщики должны учитывать, вступило решение по проверке в силу или нет. Если решение еще не вступило в силу, то жалобу по нему можно подать в течение 1 месяца. Если вступило, на подачу жалобы дается 1 год.

Территориальное отделение налоговой получает жалобу и направляет ее вышестоящей инстанции вместе со всеми документами по данному делу. О решении по проверке налогоплательщика извещают письменно.

Практика показывает, что по итогам выездных налоговых проверок почти всегда осуществляются доначисления (в 97% случаях). При этом их сумма часто варьируется в районе 2 млн рублей.

Примечательно, что многие компании, даже выявляя существенные нарушения при проверке, не торопятся их оспаривать. Почему? Одни не хотят вступать в конфликт с налоговой, у вторых нет профессиональных юристов в штате, третьи боятся, что понесут очень большие расходы на привлечение квалифицированных специалистов к делу.

По итогам опроса, более 93% налогоплательщиков отметили, что в ходе аудита не фиксировали нарушения со стороны проверяющих, поскольку предпочитали не ссориться с ними. Такой подход, разумеется, неверен.

Советую так же почитать другую мою статью: «Предпроверочный анализ: как понять, что компании грозит выездная налоговая проверка», а так же посмотреть видео: «Как налоговики планируют, кого они будут проверять?»

Источник: http://nalog-blog.ru/vyezdnaya/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-kogda-ee-ozhidat-i-mozhno-li-izbezhat/

6 правил выживания во время налоговой проверки. Фото | Карьера и свой бизнес

Выездные проверки Федеральной налоговой службы (ФНС) более предсказуемы, чем милицейские. Обычно руководство компании оповещают о возможном приезде инспекторов заранее, устно или по почте. Как только вам принесли решение о проведении выездной проверки, начинайте готовиться.

Позаботьтесь о резервном копировании важных данных на удаленный сервер, чтобы изъятие компьютеров не повлекло за собой невосполнимого вреда. Подготовьтесь к мысли, что проверка ФНС — продолжительное мероприятие, в результате которого вам могут подсчитать излишние недоимки и назначить дополнительные санкции.

Вот пять правил, которые помогут руководителям избежать неприятностей на стадии проведения выездной налоговой проверки.

Установите личности проверяющих

Предложением «Предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобный тон дает сигнал чиновнику, что он здесь не главный, он тоже должен отчитаться. Если же документов вам не предъявляют, можете смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. Это воистину подарок. Документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

Вполне возможно, что такого решения в природе и не существует, а инициированная проверка — попытка проведения рейдерской атаки на предприятие. Если у вас остались сомнения, что перед вами сотрудники налоговой, позвоните в инспекцию ФНС и спросите, работают ли там данные сотрудники.

Оградите сотрудников от лишней суеты

Проверка ФНС всегда тормозит работу компании. Проверяющие то и дело поручают бухгалтерам предоставить те или иные документы, проанализировать какие-либо показатели или дать необходимые пояснения. Это отвлекает бухгалтеров и юристов. Можно постараться сделать так, чтоб проверка проходила не в офисе, а в ИФНС.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении.

Главное — хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях). Здесь можно изворачиваться настолько, насколько позволит фантазия: заболевания работников, дезинфекция, ремонт, отсутствие отдельного помещения и пр. Такая практика еще не устоялась, но отдельные успешные примеры уже есть.

Если повезет, проверка переедет в здание ИФНС, проверяющие потеряют уйму времени, нервных клеток и возможность оперативного истребования документов. А проверяемый получит стабильную работу предприятия.

Давайте копии, а не оригиналы

Сотрудники ФНС наделены правом истребования документов. В первую очередь их интересуют подлинники. Но по закону, когда у вас просят бумаги, вы можете предоставить не оригиналы, а заверенные копии.

При истребовании документов инспектор направляет налогоплательщику требование о предоставлении документов. После его получения в течение 10 дней налогоплательщик отдает заверенную печатью и подписью копию, а при необходимости представляет для ознакомления (то есть инспектор себе подлинник не забирает) оригинал.

В случае если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Но процедура выемки сложнее и обычно назначается тогда, когда нужно получить подлинник документа или когда налогоплательщик не хочет отдавать даже копию этого документа (часто такие ситуации совпадают). Подлинники могут забрать и без выемки, если налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу.

Незаконны также требования предоставления документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки.

Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика (согласно статье 87 НК РФ). Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

Некоторые действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов можно обжаловать сразу. Но часть из них придержите в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант — замечать их, но не помогать чиновникам в устранении.

Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите.

Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицом — частый элемент «заказных» проверок) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата.

Например, можно будет обжаловать незаконное изъятие подлинника без постановления о выемке. Если выемка была проведена без понятых, опечатывания, шнурования, нумерования и т. д., то этот «сюрприз» лучше оставить до рассмотрения дела о налоговом правонарушении в инспекции или в суде.

Источник: http://www.forbes.ru/svoi-biznes/biznes-i-vlast/48222-6-pravil-vyzhivaniya-vo-vremya-nalogovoi-proverki

Налоговые проверки в 2018 году

Налоговые проверки необходимы для контроля внесения обязательных налоговых сумм предпринимателями, ЮЛ, выявления и устранения нарушений. Налоговая служба контролирует корректность расчётов и своевременность оплаты.

Читайте также  Как читать баланс предприятия пример

Реализация налоговых проверок упрощается. Вводятся нестандартные методы контроля.

В планах налоговой политики на 2018 год увеличить поступление в бюджет налогов, не допуская повышения налоговой нагрузки. Инструментов для получения аргументации необходимости проверок стало больше.

Существенно изменилось администрирование, отчётность по взносам. Правила начисления некоторых налогов так же претерпели изменения.

Администрирование страховых выплат, УСН

Налоговики контролируют внесение страховых взносов в ФСС, ПФР, ФФОМС по налоговым правилам.

Расчёт предоставляется ежемесячно, не позже 30 числа текущего месяца (за предыдущий месяц). Оплата же осуществляется в следующем месяце, до 15 числа.

С 1.01.17 получат право пользования данной системой плательщики, чей совокупный доход за 9 месяцев не превысил 90 млн. рублей. Если же за год он не превысит 120, работа в УСН продолжится. Предельная остаточная стоимость средств в условиях перехода на УСН не должна превышать 150 млн. рублей.

По нулевой ставке налогообложения

Применяется для магистральных газопроводов и добычи газа. Сюда же относятся разработка полезных ископаемых, недр, производство гелия, объекты капитального строительства. Полный перечень объектов утверждён правительством РФ.

В поощрительных выплатах

Не облагаются налогами единовременные поощрительные выплаты по спортивным проектам. А именно: выплаты за призовые места в играх Олимпийских, Сурдлимпийских, Паралимпийских участникам и их тренерам (специалистам, участвующим в подготовке).

Что эти изменения значат для налогоплательщиков

Плюсы для налогоплательщиков:

  1. Количество документации, подвергающейся проверке, уменьшилось. Не должна запрашиваться документация, предъявленная ранее, и документы, имеющиеся в наличии в базах других официальных структур (153 типа документов находятся под запретом по распоряжению Правительства РФ). К примеру, выписки из многих видов государственных реестров (ЕГРП и др.), кадастровые паспорта, сведения о численном составе работников, многие виды справок.
  2. Правила оформления жалоб на работу инспекции, выражения несогласия с результатами проверок упрощены. Для этого можно использовать личный кабинет организации на сайте ФНС www.nalog.ru. На первом этапе решение спорного вопроса находится в компетенции инспекции. При невозможности разрешения вопроса все спорные данные передаются в управление. Жалоба должна быть рассмотрена в присутствии руководителя организации. Он вправе обосновать доводы, предъявить доказательства.
  3. По результатам обжалования может быть приостановлено решение налогового контроля при предоставлении компанией банковской гарантии. Она выражается в наличии на расчётном счёте организации (компании) суммы финансовых претензий контролирующего органа (или суммы до начислений). Гарантия действительна в течение полугода с момента заявления. Единовременно подаются три документа: заявление о приостановлении действия принятых налоговых решений, жалоба с обоснованиями, гарантия банка. При положительном решении вопроса данная гарантия снимается. Об этом налоговая организация обязана сообщить банку в течение 5 дней.
  4. Отсутствие наказаний за нарушение, выявленное впервые. Вместо них предусматривается предупреждение. Поправка вступила в действие с июля 2016 года. К примеру, впервые не сданы вовремя декларации либо нарушены нормы бухгалтерского учёта.

Минусы:

  1. Уменьшение срока подачи возражений по итогам экспертиз, других мероприятий. Его длина уменьшилась до 10 рабочих дней со времени завершения спорного мероприятия.
  2. Правомочность требования инспекцией дополнительной информации по налоговым льготам. Кроме подтверждающих документов может инициироваться предоставление пояснений по проблемам имущества, операций в сфере льгот. Эта информация должна быть предоставлена в течение 5 дней. Все пояснения по НДС принимаются только в электронном виде. Бумажный вариант деклараций неприемлем. За непредоставление электронного варианта документа назначаются штрафные санкции.
  3. Более частая проверка достоверности информации ЕГРЮЛ. Причём рассматриваются все жалобы и претензии (к примеру, от конкурента). По поступившим сигналам инициируются дополнительные проверки, осуществляемые в течение месяца. Любое подозрение на фиктивность фирмы, её юридического адреса вызывает подозрение. Например, на одном адресе зарегистрированы несколько ЮЛ. На время проверки сомнительной информации налоговый контроль имеет право приостановления регистрации компании. Но по времени это должно длиться не более месяца. При подтверждении наличия недостоверных сведений деловой репутации руководителя и всей компании наносится ущерб.

Что чаще будут проверять в 2018 году

  1. Регистрация, постановка на учёт. Функционирование компании без регистрации квалифицируется как «незаконное предпринимательство» (грозит до 5 лет лишения свободы).
  2. Легальность доходов и полная выплата по ним налогов.

    Учитывается заработная плата, иной доход сотрудников. Выясняется наличие «серых» зарплат, хотя нарушения эти трудно доказуемы. При доначислении взносов учитываются только конкретно изысканные суммы.

  3. Создание «левых» фирм.

     При незаконном создании ЮЛ и использования документов с этой целью есть риск лишиться свободы до 5 лет, а за обналичивание финансовых средств через подставные компании – до 7.

  4. Искусственное завышение себестоимости, закупочных цен.

    С 2017 года начало действовать повышение налоговых санкций за применение нерыночных цен.

Виды проверок

Проверки представлены камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.

Камеральная проверка

Проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ):

  • в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению;
  • подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через 2 года после первой декларации;
  • обнаружен ряд несоответствий или противоречий;
  • заявлено использование налоговой льготы.

При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.

Выездные проверки

Для избежания стрессовых ситуаций необходимо к таким встречам всегда быть готовым. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа.

Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчётности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2018 год выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочётов.

Этапы проведения выездной проверки: 

  1. Анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения. Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. С 2017 года такая проверка по длительности не должна быть более 2 месяцев. До 4 месяцев продление правомочно в следующих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства.
  2. Подведение результатов с отчётом. В отчёте составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению. При необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.

Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков.

Проверка налогоплательщиков (выездная или камеральная) может быть приостановлена в следующих случаях:

  • с целью реализации встречной проверки;
  • с целью выемки необходимых документов;
  • с целью осуществления экспертизы.

Продление может быть реализовано по многим причинам:

  • если налогоплательщик – один из крупнейших;
  • по имеющейся информации из разных источников о налоговых правонарушениях;
  • при произошедших ЧС непреодолимой силы (пожар, наводнение, другие);
  • при наличии обособленных подразделений у компании;
  • при непредоставлении вовремя запрошенных документов;
  • по другим обстоятельствам.

Длительность стандартной выездной проверки – два месяца (можно увеличить до 4-6).

Налоговые проверки планового и внепланового типа

Плановые проверки проводятся в основном один раз в трёхгодичный срок. О них компания ставится в известность не позже, чем за три дня. Но существуют и внеплановые. Их может проводить Роспотребнадзор в местах общественного питания и продажи лекарств.

В таблице представлены ситуации, которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2018 году.

Что является сигналом к проверке (причины контроля)Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)
Превышение темпов увеличения расходов над доходами Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объёме, в данное время просто не мог быть произведён. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным, другое.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей

Распространёнными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие:

  1. Опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей.
  2. Штрафование свидетелей за неявку.
  3. Посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео.
  4. Использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации.
  5. Поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото, аудио, видео фиксации фактов, которые с мая 2016 года правомочны как доказательства в суде.
  6. Поиск информации, улик в интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ.
  7. Изъятие вещественных доказательств (жёстких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских.
  8. Использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.

Советы по оптимальным вариантам поведения директора в случае проверки могут быть следующие:

  1. Не расслабляться на протяжении всей проверки. Держать «руку на пульсе». Видимые успехи в отчётности могут, при потере бдительности, привести к досадным промахам.
  2. Важно уметь уравновешивать эмоции на весах с холодным расчетом. Взаимодействие должно быть корректным, уважительным. задача проверки – обнаружить нарушения.
  3. Проработать с сотрудниками (юристом, бухгалтером) адекватные формы ответов заранее. Рекомендовано даже проведение тренингов. Соблюдать эмоциональную устойчивость.
  4. При определении помещения для проверки по возможности не открывать доступа к папкам, документам, программам без дополнительных требований.
  5. Уметь справедливо возражать при наличии необоснованных претензий. Умело аргументировать, не «перегибая палки».

В 2018 году предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях:

  1. Если сумма нарушений выше 10 млн. рублей.
  2. При наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчётности.
  3. Если организация внесена в план на 2018 год по итогам камеральной проверки.
  4. При нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации.
  5. При вхождении в число крупнейших налогоплательщиков.
  6. По поручению правоохранительных органов.

Ответственность по итогам

Инспекция вправе применить к предпринимателям, юридическим лицам санкции налоговой ответственности. Некоторые документы могут быть переданы в ОВД для возбуждения уголовного дела. Степень наказания зависит от выявленных нарушений и условий, отягчающих их либо смягчающих.

Снятие налоговой ответственности предполагается в следующих случаях: при истечении срока давности, невиновности в правонарушении, связанном с налогами. Исключают вину стихийные бедствия, форс-мажорные обстоятельства, исполнение указаний в письменном виде контролирующих ведомств.

Список смягчающих и отягчающих условий отражён в статье 112 НК РФ. Налоговая ответственность не гарантирует освобождение от уголовной или административной.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/proverki.html

Ст 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка

В соответствии с законодательством РФ, инспекторы Федеральной налоговой службы вправе инициировать в отношении предприятий выездные проверки. Данные мероприятия предполагают довольно детальное изучение деятельности фирмы на предмет соответствия требованиям налогового законодательства РФ. Какие источники права регулируют проведение выездной проверки? Каков порядок проведения данной процедуры?

Что представляет собой выездная проверка ФНС?

Проведение выездных налоговых проверок — в числе главных направлений деятельности ФНС РФ. Данная процедура регулируется положениями ст. 89 НК РФ, иных федеральных законов, а также подзаконных нормативных актов, писем и разъяснений ведомств, имеющих отношение к деятельности ФНС.

Выездная налоговая проверка — процедура, дополняющая камеральную. В общем случае она представляет собой визит инспекторов ФНС на территорию организации-налогоплательщика. Организуется с целью проверки документов и иных значимых обстоятельств выполнения фирмой требований, установленных законодательством РФ.

Изучим основные правила соответствующих мероприятий, установленные ст. 89 НК РФ и иными нормативными источниками, подробнее.

Основные правила выездных проверок ФНС

Выездная проверка ФНС проводится на основании подписанного руководителем территориальной структуры налоговой службы решения. Инспекторы, принимающие в ней участие, также назначаются отдельным локальным правовым актом — таковы требования п. 1 и п. 2 ст.

89 НК РФ. Как мы отметили выше, мероприятие, о котором идет речь, проводится, как правило, на территории налогоплательщика. Но если его предоставление невозможно, проверка осуществляется в здании территориального подразделения ФНС, к которому приписана компания.

Инспекторы ФНС в ходе рассматриваемого мероприятия могут истребовать все документы, что имеют отношение к налогам, у налогоплательщика или его его контрагентов. При необходимости налоговики вправе провести инвентаризацию активов фирмы, осмотреть ее помещения. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ инспекторы ФНС могут проверить документы только за 3 года, предшествующие тому, в котором инициирована проверка.

Рассматриваемые мероприятия не могут проводиться по одним и тем же типам налогов в один и тот же год более чем 2 раза. Кроме того, ФНС может инициировать только 2 выездные проверки в течение года. Если фирма реорганизована или ликвидируется, то выездная проверка может быть инициирована в отношении нее в любой момент, вне зависимости от предыдущих мероприятий данного типа.

Предмет изучения деятельности компании также не имеет значения. Однако в этом случае инспекторы вправе исследовать период, который не превышает 3 лет до того года, в котором ФНС решило провести проверку. Длительность мероприятия, о котором идет речь, как правило, не превышает 2 месяцев — таковы положения п. 6 ст. 89 НК РФ. Но при необходимости срок проверки может быть увеличен до 4 месяцев.

В виде исключения — до 6.

По завершении проверки составляется документ, который передается налогоплательщику — в нем фиксируется информация о проведенном мероприятии.

Цель проведения выездной проверки

Рассмотрим подробнее то, в чем, собственно, заключается цель проведения рассматриваемого мероприятия. В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ выездная проверка в общем случае организуется в целях установления корректности исчисления и уплаты фирмой тех или иных налогов. В положениях НК РФ могут быть прописаны иные основания для проведения соответствующего мероприятия.

Чаще всего ФНС инициирует выездную проверку, если в процессе камеральной не удалось однозначно установить, что фирма корректно исполняет предписания налогового законодательства РФ, в то время как есть подозрения на то, что кое-какие просчеты в ее работе есть. Выездная проверка может быть назначена в целях детального изучения источников налогового и бухучета, иных документов, которые в общем случае не исследуются при камеральной проверке.

Какие решения могут приниматься по итогам проверки?

Как только налоговая проверка, регулируемая ст. 89 НК РФ, завершена — инспекторы ФНС составляют специальный акт, в котором отражаются итоги проведенного мероприятия. В документе может фиксироваться решение о привлечении фирмы к ответственности за нарушение налогового законодательства РФ или же об отказе налагать на компанию какие-либо санкции.

В первом случае инспекторы должны отразить в акте все обстоятельства правонарушения со ссылкой на реальные документы. В источнике, закрепляющем итоги проверки, также отражаются меры ответственности налогоплательщика. Это могут быть штрафы и пени.

В свою очередь, если в акте отражено решение инспекторов ФНС не налагать санкции на проверенное предприятие, оно также должно быть мотивировано определенными обстоятельствами. В акте, содержащем санкции, должен быть зафиксирован срок, в течение которого налогоплательщик может обжаловать принятое инспекторами решение посредством обращения в вышестоящую налоговую структуру.

выездной проверки

Рассмотрим подробнее то, что представляет собой, собственно, процедура проверки — в соответствии со ст. 89 НК РФ, в чем ее содержание. Прежде всего, как мы отметили выше, руководитель территориальной структуры ФНС принимает решение о проведении в отношении конкретной фирмы выездной проверки. В данном документе должны отражаться:

— название территориальной структуры ФНС;

— номер и дата документа;

— название проверяемой фирмы;

— ее ИНН;

— КПП;

— отчетный период, по которому осуществляется проверка;

— виды налогов, корректность исчисления и уплаты которых будет изучаться инспекторами;

— Ф.И.О. специалистов налоговой службы, участвующих в проверке.

Решение должно быть подписано руководителем ФНС. Инспекторы ФНС, прибыв на территорию проверяемой организации, предъявляют соответствующий документ директору фирмы.

Если у сотрудников ФНС не будет разрешения с собой, или же они не смогут подтвердить свои личности, то руководитель предприятия будет иметь право не допустить их на территорию фирмы.

Если с документом, отражающим решение ФНС провести проверку, все в порядке, директор фирмы удостоверяет подписью факт ознакомления с ним.

Если руководитель проверяемой организации отказывается допустить инспекторов ФНС на территорию объекта даже несмотря на то, что у налоговиков все документы в порядке, то представители ФНС составляют об этом отдельный акт.

На основании данного документа руководитель ФНС может впоследствии обратиться в силовые структуры для решения вопроса с получением доступа на территорию налогоплательщика.

Более того, если фирма не разрешила инспекторам провести выездную проверку — ФНС вправе принять решения по налоговым правонарушениям исходя из имеющихся данных.

Сроки проверки: нюансы

Статья 89 Налогового кодекса РФ включает нормы, по которым срок проведения мероприятия, о котором идет речь, включает период фактического присутствия инспекторов на территории фирмы.

Однако при этом не учитываются периоды между передачей налогоплательщику требований о необходимости предоставления в ФНС документов.

То есть дата начала выездной проверки определяется моментом получения сотрудниками ФНС соответствующих источников от налогоплательщика.

Задачи инспекторов

Рассмотрим более подробно то, какие задачи решают инспекторы ФНС при выездной проверке. В ходе рассматриваемого мероприятия налоговики, используя имеющиеся данные о налогоплательщике, сведения из предоставленных им документов и материалов:

— проводят анализ полученной информации о деятельности фирмы;

— выявляют возможные несоответствия в изученных документах, нарушения в ведении бухгалтерского и налогового учета;

— определяют степень влияния данных недоработок на платежную дисциплину организации;

— при необходимости инициируют встречные проверки — иных фирм, которые имеют отношение к деятельности проверяемой компании;

— осматривают помещения, прилегающие территории;

— общаются с людьми, работающими в компании, привлекают компетентных экспертов — в целях объективной оценки деятельности проверяемой фирмы;

— определяют доказательную базу по обнаруженным нарушениям налогового законодательства РФ;

— доначисляют налоги, определяют основания для штрафов и пеней;

— корректно фиксируют результаты проверки.

Обязанности налогоплательщика при проверке

Некоторые обязанности НК РФ устанавливает и для проверяемого налогоплательщика. К таковым относится: предоставление инспекторам ФНС необходимых документов, выполнение требований ФНС об устранении нарушений налогового законодательства. Если фирма не будет исполнять соответствующие обязанности — это может сопровождаться неприятными для нее правовыми последствиями.

Налоговые проверки и мониторинг

Статья 89 НК РФ устанавливает норму, по которой ФНС не имеет права инициировать рассматриваемые мероприятия в те периоды, в которые в отношении фирмы осуществляется налоговый мониторинг. Исключение — сценарии, при которых:

— выездная проверка проводится вышестоящей структурой ФНС как метод контроля работы территориального представительства ФНС, которое проводит мониторинг;

— процедура налогового мониторинга в отношении налогоплательщика прекращается досрочно;

— фирма отказывается выполнять мотивированное мнение ФНС;

— налогоплательщик подает в ФНС уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшена в сравнении с той, что зафиксирована в предыдущем отчетном документе.

Проверка филиалов и представительств

Процедура, о которой идет речь, может быть инициирована также и в отношении филиалов и представительств фирмы, если таковые у нее имеются. В отношении данной активности ст.

89 Налогового кодекса РФ устанавливает для ФНС ограничение — инспекторы не вправе проверять филиалы и представительства фирмы 2 и более раза по одним и тем же платежам в рамках одного и того же периода.

Кроме того, ФНС не может наносить визит в соответствующие структуры чаще, чем 2 раза в год. Срок проверки филиалов и представительств фирмы не должен превышать 1 месяца.

Приостановка проверки

В положениях п. 9 ст. 89 НК РФ зафиксированы нормы, которые регламентируют порядок приостановления проведения рассматриваемого мероприятия. Так, руководитель территориального подразделения ФНС вправе инициировать паузу в проверке в случае, если:

— требуется запросить у налогоплательщика дополнительные документы;

— необходимо получить сведения из государственных структур зарубежных государств — в соответствии с международными соглашениями РФ;

— нужно провести экспертизу;

— есть необходимость перевести документы, которые предоставлены проверяемой фирмой инспекторам, на русский язык.

Проверка приостанавливается в соответствии с отдельным приказом руководителя территориального подразделения ФНС. Если процедура, о которой идет речь, инициирована, то на период отмены действий ФНС налогоплательщику возвращаются подлинники тех источников, что запрошены инспекторами изначально.

Повторная проверка

В некоторых случаях ФНС может провести повторную проверку. Решение о ее проведении должна принимать вышестоящая структура ФНС в процессе контроля над работой территориального подразделения ФНС, которое провело первую проверку.

Под повторной проверкой ФНС понимается мероприятие, которое предполагает проверку инспекторами ведомства тех же налогов, что были исследованы во время предыдущего визита инспекторов ФНС в фирму.

При этом, если новый визит инспекторов ФНС выявляет правонарушения, не обнаруженные при предшествующей проверке, то какие-либо санкции на налогоплательщика, как правило, не накладываются. Повторная проверка регламентируется положениями п. 10 ст. 89 НК РФ.

Что будет делать ФНС при выявлении нарушения?

Если инспекторы ФНС РФ выявят нарушения в деятельности фирмы, то они должны будут принять все необходимые законные меры в целях документальной фиксации обнаруженных фактов. Это нужно для того, чтобы последующие решения налоговиков имели доказательную базу.

При необходимости ФНС может изъять у фирмы документы, которые могут подтверждать нарушение — чтобы налогоплательщик не осуществил впоследствии их сокрытие. Инспекторы ФНС вправе требовать от проверяемой фирмы объяснений по поводу обнаруженных фактов, характеризующих деятельность предприятия. При этом запрос на предоставление необходимых сведений может формироваться как в устной, так и письменной форме.

Если налогоплательщик откажется конструктивно взаимодействовать с ФНС, то это может привести к тому, что инспекция интерпретирует тот или иной сложный вопрос не в пользу проверяемой организации. При необходимости инспекторы ФНС могут осуществлять видеосъемку процесса проверки, фотографировать изучаемые объекты, что принадлежат фирме.

Факты о проверке должны фиксироваться в отдельном протоколе. В соответствующем документе инспектор обязан зафиксировать дату и место осуществления тех или иных действий, Ф.И.О. участников осмотра объектов проверяемой фирмы, содержание проводимых инспекторами действий, выявленные факты в процессе осмотра объектов. Фото- и видеоматериалы, если они есть, прилагаются к протоколу.

Встречная проверка

Выше мы отметили, что наряду с выездной — или как ее часть, — может быть инициирована встречная проверка. Ее сущность в том, что ФНС запрашивает данные о деятельности фирмы у сторонних лиц, имеющих отношение к проверяемой компании.

Стоит отметить, что она регулируется другими нормами НК РФ — отличными от тех, которые содержит статья 89 НК РФ. Налоговая проверка, классифицируемая как встречная, в частности, регламентируется положениями ст. 87 Налогового кодекса РФ.

Мероприятие, о котором идет речь, может быть реализовано 2 способами. Во-первых, территориальное подразделение ФНС может самостоятельно запросить у сторонних фирм документы, которые связаны с деятельностью проверяемой фирмы.

Во-вторых, инспекторы вправе взаимодействовать с коллегами по вопросам получения необходимой информации — направляя им запросы о необходимости истребования у фирм, прописанных на соответствующей территории, тех или иных документов.

Источник: http://fb.ru/article/246512/st-nk-rf-vyiezdnaya-nalogovaya-proverka

Понравилась статья? Поделить с друзьями: